Гипнопедия и ее особенности

Гипнопедия — методика обучения во время естественного сна, заключается в прослушивании обучаемым во время сна голоса гипнотизёра или его записи. Выводы некоторых ранних исследований дискредитировали эффективность методики, в то время как другие обнаруживали, что мозг действительно реагирует на раздражители и обрабатывает их, пока мы спим.

Обычно «сонную педагогику» (научное название — гипнопедия) применяют не только для изучения тех предметов, которые тяжело даются, но и для курса быстрого обучения.

По всей вероятности, во время медленного сна происходит консолидация следов, т. е. перевод их в долговременную память, а также освобождение емкостей оперативной памяти, во время быстрого сна «отреагирование» переживаний.

Гипнопедия (Обучение во сне). Вариант 1. Садятся у изголовья спящего. Прикасаются к его пальцу и слегка удерживают последний так, чтобы не разбудить спящего (при этом все же глубина сонного торможения у спящего уменьшается). Далее в течение 2—3 минут тихим шепотом, в ритм дыхания, повторяют слова «Спи-те глуб же, спи-те глуб-же», затем начинают то несколько замедлять ритм слов, то несколько ускорять его. Если при этом ритм дыхания спящего также начнет соответственно то ускоряться, то замедляться, контакт установлен и можно переходить к лечебным внушениям. До их производства целесообразно сказать спящему «Мой голос вас не будит, не пробуждает, .спите все глубже, глубже и глубже…». В случае, если при попытке установления раппорта спящий проснется, можно прибегнуть к описываемой ниже обычной технике гипнотизации —лучше всего легкими пассами и внушением наступления сна при помощи речи. Просить больного открыть глаза и фиксировать взглядом какой-нибудь предмет нецелесообразно, так как это может привести к рассеиванию просоночного состояния, если пробуждение от сна было неполным. Ориентировочная реакция проснувшегося и его недоумение по поводу происходящего делают погружение в гипнотический сон взрослых людей, заранее не предупрежденных об этом, весьма затруднительными.

Гипнопедия. Вариант 2. Больному днем разъясняют лечение внушением во время сна. Текст внушения записывают на ленту магнитофона и начало его (первые 1—2 минуты) дают прослушать в бодрствующем состоянии, чтобы в дальнейшем ослабить ориентировочную реакцию (если больной настаивает, разрешают прослушать весь текст). Предлагается поставить на ночь магнитофон или динамик от него недалеко от изголовья спящего и включить, когда тот будет лежать в постели и захочет спать. Больной должен заснуть под звуки передачи (после ее окончания магнитофон отключается либо автоматически, либо лицом, проводящим лечение).

На ленте записывается текст примерно следующего содержания, во многом напоминающий формулы гипнотизации: «Засыпайте спокойным сном. Ни о чем постороннем не думайте. По счету 30 будете спать. Раз… два… три…» и т. д. считают до 30 медленным, монотонным голосом — полушепотом, с паузами в 3—4 секунды между словами. «Спите спокойно, не просыпайтесь… С каждым днем чувствуете себя все лучше и лучше…» и далее следуют формулы лечебного внушения. Они произносятся тихим голосом, но внушающим тоном. Формулы повторяются с паузами в 3—4 секунды 5—6 раз. После этого следуют слова: «Спите спокойно, не просыпайтесь. С каждым днем чувствуете себя все лучше и лучше», далее вновь идет серия внушений и так 5—10 раз. В заключение говорится: «Спите спокойным глубоким сном. Наутро будете себя чувствовать бодрым, хорошо выспавшимся». Сеансы обучения во сне повторяются ряд ночей подряд.

Внушение может проводиться и непосредственно врачом без применения магнитофона или он может включаться и выключаться помощником врача. Наступающий естественный сон сочетается с элементами сна гипнотического. Поддерживаемый речевой контакт при засыпании облегчает восприятие речи.

Да что там 1971 год! Тот факт, что спящий человек лучше усваивает и запоминает информацию, был подмечен еще в античные времена. Не очень способных учеников в древней Греции обучали специальным способом. Нет, не держали над пропастью, пока те назубок не выучат уроки, им просто предлагали прилечь отдохнуть, и за время сна учителя пытались «вложить» в их головы максимум необходимого учебного материала, который древнегреческие двоечники не могли запомнить во время занятий.

Выучить за 5 минут во сне, конечно, удавалось немного, но за часок – другой полудремы невыученный материал можно было наверстать.

Гипнопедия не может рассматриваться как замена другим методикам обучения, так как подходит для закрепления в памяти лишь некоторых типов информации (например, числовых таблиц, формул, иностранных слов, а также телеграфной азбуки, шифрованных кодов и другой узкоспециализированной информации). Успешность применения гипнопедии зависит от слишком большого количества факторов (типа информации, особенностей памяти и возраста обучаемого), чтобы говорить о массовом применении. В целях повышения эффективности варьируется количество и продолжительность сеансов обучения, интонация речи.

Для обучения в состоянии гипноза, а также искусственно вызванного сна (электросон, медикаментозный сон), термин «гипнопедия» не применяется, так как в этом случае происходит гипнотическое или постгипнотическое внушение, имеющее другой механизм.

Видео


Источники